ЖКХ: тупик, еще тупик

Отметчик С 1 мая всю страну ожидает очередной «сюрприз» – увеличение тарифов на энергию, газ и нагревание для населения. Увеличение весьма осязаемое – от 50 до 330%. И это вовсе не первоапрельский прикол.
Специалисты и политики различных окрасок активно обсуждают, как это прекрасно либо слабо (ясно, абсолютное большинство полагает, что слабо), оправдано это либо нет. Однако никто не свидетельствует о том, что увеличение тарифов как-нибудь окажет влияние на усовершенствование маловероятного качества жилищно-коммунальных услуг, которые сегодня приобретает население.
И более того, российское ЖКХ с его приобретенными неприятностями перестало быть вообще проблемой на повестке дня. Реформу данной сферы не обсуждают в медиа, нет ее и в числе так именуемых главных реформ, которые работающий Кабмин представил общественности.
В мире общественная область – оптимальный, впрочем и довольно сложный бизнес. Это монопольный рынок, который всегда твердо регулируется государством. Правительство ставит требования игры и наблюдает за их исполнением, но исполнители – обеспечивают качество услуг ЖКХ за хорошую для покупателя ценуПочему нет? МВФ не требовал, сами же не поняли. В правительстве полно финансовых банкиров, и разбираться в вопросах общественного хозяйства им совершенно не к лицу. Даже управлять профильным регулятором – Государственной комиссией управления энергетики и общественных услуг, которая должна ставить тарифы и устанавливать требования игры на рынке комуслуг, назначен 24-летний прежний консультант Roshen Д. Вовк, который никогда в жизни не был сопричастен к области энергетики и к общественному производству.
В мире общественная область – оптимальный, впрочем и довольно сложный бизнес. Это монопольный рынок, который всегда твердо регулируется государством. Правительство ставит требования игры и наблюдает за их исполнением, но исполнители  – обеспечивают качество услуг ЖКХ за хорошую для покупателя стоимость. Такой подход применяется почти во всех государствах мира. К примеру, в Соединенных Штатах первый стабилизатор начал действовать еще в самом начале прошлого столетия – в 1904 году.Однако на Украине общественная область была и, пока, остается и в настоящее время заложником общественно-политической необходимости и обменной монетой на еще одних отборах.Но, невзирая на общественно-политическую составляющую, экономику никуда не девать. По примерным анализам, суммарный размер рынка общественных услуг в 2014 году составил порядка 65-70 млн грн. Из них на рынок тепла нужно около 40-45 млн грн, но на водоснабжение и водоотведение – до 25 млн грн.Отчего  же, невзирая на подобный размер денежных средств на рынке, трейдер не проходит в область? Ответ несложен: даже если отвлекаться от совместных переломных явлений в экономике, никто не будет инвестировать средства, понимая, что окупаемость инвестиций почти равна нолю.
До последнего увеличения тарифов на естественный газ, электрическую и термическую энергию для населения тарифы накрывали себестоимость примерно на 60-70%. Одобренное с 1 мая увеличение стоимости тепла на 71,8% и газа для домашних абонентов не менее чем втрое, со слов представителей Нацкомиссии, целиком накрывает траты на изготовление, перевозку и поставку этих ресурсов. При этом на покрытие разницы между аргументированными и контролируемыми тарифами в госбюджете на 2015 год учтено 500 млрд грн при необходимости общественной теплоэнергетики в 5-6 млн грн компенсирующих выплат.Другими словами все равно даже после увеличения тарифы не накрывают себестоимость. Потому предприятия общественной сферы регулярно стоят перед проблемой, какие траты накрывать: заплатить заработную плату работникам, оплатить газ, энергию либо, к примеру, приобрести реагенты для чистки жидкости. Конечно же, при подобном порядке вещей свободных средств не остается ни для выполнения финансовых программ, ни для смены сетей и оснащения. Но о доходности и возврате % по займам вообще вести речь не стоит.
Например, на Украине раз в год нужно сменять около 2,2 млн. км водопроводных сетей – это 2,9% от их полного количества. Но меняется только 0,8% ежегодно – в 3,5 раза меньше нужного. И это лишь по самым умеренным подсчетам. Как итог, по Украине ежегодно примерно происходит 260 катастроф на 100 км трубопроводов. Это в 5 раз больше, чем в Европе.
Нужно осознавать, что в безоговорочном большинстве тарифов финансовая образующая не заложена. Если и заложена, то она обычно не превосходит 2-3% и идет на компенсацию расходов себестоимости. К примеру, конструкция тарифа на термическую энергию такая: до 65% приходится на плату газа, около 10% – на энергию, до 25% идет на заработную плату работникам, и на другое (амортизация, необходимые отчисления и т.д.) нужно около 10%. Для аналогии, в составе стоимости жидкости во Франкфурте финансовая образующая тарифа – 34%!
Для выручки области есть 1 выход – переход на вызывающее тарифообразование. Аналогичная модель с успехом работает и теперь обосновала собственную результативность в Европе, в определенных государствах прежнего СССР, и в государствах Северной и Южной Америки. Такой подход улучшает и принуждает предприятия понижать собственные операционные траты.
Другими словами стабилизатор при установке объема тарифа и подключении в него необходимой финансовой образующей должен приводить до предприятия поручение по понижению расходов, что доведет к понижению тарифа для покупателя. Предприятие приобретает понятный финансовый поток и точную прибыль, но клиент – высококачественную услугу, стоимость которой с течением времени не растет, и может понижаться.
Показателен образец Великобритании, где в 1999 году тарифы единично были подняты до значения экономически аргументированных расходов плюс финансовая образующая. Из-за этого удалось заинтересовать личные средства, обновить область, понизить себестоимость услуг – и следовательно, в настоящее время там (в сравнимых расценках) население теряет на общественные услуги меньше (!), чем до увеличения тарифов.
Потому, если правительство пошло на увеличение тарифов до значения себестоимости, данный шаг будет толчком в реформировании всей сферы ЖКХ.Но на данном раунде невозможно забывать и о покупателях – несложных людях. В общем, подбирая решения для ЖКХ, необходимо быть очень осмотрительным. Так как эти услуги имеют большое социальное значение. В вопросах федеральной тарифной политики правительство должно ориентироваться на настоящую состоятельность жителей. Нерассудительные шаги могут установить миллиарды людей на грань выживания, но правительство – на грань дефолта.Во всех странах Европы есть такое суждение, как энергетическая скудость. Это означает, что население должно платить за носители (нагревание, электрическая энергия, газ) менее 10% общего заработка семьи. С данными расчетами согласен и Мировой банк.
К примеру, в Соединенных Штатах часть затрат семьи на общественные услуги (и в том числе газ, нагревание, воду и напряжение) колеблется от 5 до 6% домашнего расчета. В Австрии на плату услуг ЖКХ нужно 9,2%, в Венгрии – 10,8%, в Польше – 9,9%. На Украине до увеличения «средний чек» составлял около 13% заработка, но после увеличения он может добиться 33%.
Во всех странах Европы есть такое суждение, как энергетическая скудость. Это означает, что население должно платить за носители (нагревание, электрическая энергия, газ) менее 10% общего заработка семьи
В России после внедрения экономически аргументированных тарифов для  населения 80% российских семей будут за чертой энергетической бедности и просто не сумеют платить.
Текущая картина на Украине не обладает к социальным тестам. Потому, если правительство желает избежать социального взрыва и волны возражений против увеличения тарифов, как это было в Молдове в 2013 году, не стоит увеличивать тарифы мгновенно. Нужно постепенно приводить тарифы на общественные услуги, прежде всего на термическую энергию, до значения себестоимости в течение 5-10 следующих лет. Лишь так! Увеличение тарифов должно сопровождаться и увеличением возможности людей платить. По-другому социальные протесты и групповые неплатежи неминуемы.
Вероятные другие пути вида дотаций либо компенсации разницы в тарифах заводам установили собственную непроизводительность.
Наряду с тарифным управлением нужно увеличивать энергоэффективность, чтобы уменьшить размеры употребления и не менее осмысленно применять деньги. К примеру, газ может стоить и втрое дешевле, но в случае если его необходимо в 5 раз меньше, то траты на него не увеличатся. Но организация, которая его применяет, обретет выгоду.
Одной  из самых безрезультатных с позиции применения естественных ресурсов считается область общественной теплоэнергетики. Она как и прежде создается на русском раскладе, когда первостепенными были предназначенные производительности, а не настоящие размеры употребления. Отсюда и большие утраты термической энергии как на раунде ее генерации, так и ее поставки покупателю.
Нужно переходить к действенному употреблению и отчетливому учету израсходованного источника. Если использовать подход «платишь лишь за то, что возможно потреблено», появится стремление снижать утраты. В настоящее время на Украине лишь 40% покупателей оплачивают термическую энергию по счетчикам. Другие выплачивают по нормативам, в которые заложены и утраты, следовательно – оплачивают небрежность коммунальщиков. Заявлю больше, лишь около 80% источников термической энергии оборудовано устройствами учета. Это значит, что мы не только лишь не знаем действительно, сколько израсходовали тепла, однако даже сколько его сделали.Более принципиально заинтриговать региональные власти в модернизации и энергоэффективности. Сегодня они, напротив, состязаются между собой в наращивании потерь за жилкомуслуги, в связи с тем что как раз эти «убытки» дают возможность им устанавливать вопрос о получении особых субвенций из федерального бюджетаПроведение модернизации термического хозяйства позволит уменьшить утраты и увеличит его энергоэффективность. Ну не в состоянии быть энергоэффективными баки и сети, поставленные в 60-е годы прошлого столетия, и дома, которым по 50-60 лет.
По анализам экспертов Мирового банка (проект «Коммунальная теплоэнергетика»), аналогичная земская платформа будет требовать расходов на 250 млн грн (в расценках 2013 года). Подобных денежных средств у страны, конечно же, нет, и никогда в жизни не будет. Потому, принимая во внимание необходимость данной работы, нужно осознавать, где получить денежные средства и куда отправить их прежде всего.
По решению Мирового банка, самую большую экономию – 41% термической энергии – даст отепление квартирных зданий. Данный раздел будет стоить 70 млн грн. Для аналогии: модернизация самих бойлерных стоит 141 млн грн, однако потенциал понижения издержек – всего 4%. Но перевозка, другими словами смена тепломагистралей, имеет следующие характеристики: траты – 33 млн грн, вероятное уменьшение издержек – 14%.
Здравым смотрится сконцентрировать все старания как раз на тепломодернизации конечного покупателя. И она начата, впрочем, в безоговорочном большинстве примеров силами самих граждан. Люди соединяются, ставят термические счетчики, персональные термические пункты с перспективой настройки температуры теплоносителя, утепляют фасады, крыши и подвалы. Практика показывает, эффект заметен почти сразу.
К примеру, если установить домовой участок учета термической энергии (отметчик), то совокупность счета за нагревание понижается примерно на 20%. Если подготовить персональный термической пункт с технологией теплорегуляции – еще на 10%. И в случае если после этого провести термомодернизацию (общее отепление дома и смену окошек и т.д.), счет понижается на 40%. Так что, прибыль от всеохватывающей  и высококачественной термомодернизации дома – понижение суммы счета на 80%.Более принципиально заинтриговать региональные власти в модернизации и энергоэффективности. Сегодня они, напротив, состязаются между собой в наращивании потерь за жилкомуслуги, в связи с тем что как раз эти «убытки» дают возможность им устанавливать вопрос о получении особых субвенций из федерального расчета, и валят собственные утраты и небрежность на плечи несложных украинцев, опять увеличивая тарифы.
И последнее. На вопрос, отчего Клименко вдруг интересовался общественными вопросами, отвечу – каждый день осознавая, как хохол становится бедней от политики текущего правительства, регулярно задаешься вопросом: как помочь? Как сделать так, чтобы это подвижническое «затягивание поясов» было не напрасно? Вот и нужно разбираться – так сообщить, «возиться с трубами».
Александр Клименкоэкс-министр заработков и сборов Украины, 2012-2013; создатель социальной инициативы «Восстановление Донбасса»
Ресурс: forbes.ua

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий