Для начала необходимо разграничить две схожие должности: продавец и продавец-консультант. Их обязанности во многом совпадают, но и различия есть довольно существенные.
Основная задача продавца – передать покупателю товар, комплектующие и документы, которые к нему прилагаются бессрочно или в установленные договором сроки, если таковой имеется.
В обязанности продавца также входит информирование о товаре и об организации-производителе. Он должен рассказать об установленном гарантийном сроке, особенностях эксплуатации и правилах установки, цене и условиях приобретения, сроке службы (который обычно отличается от гарантийного), дать координаты организации, занимающейся ремонтом и восстановлением техники.
Если товар использовался ранее, был отремонтирован, имеет внутренние или внешние дефекты, не укомплектован, то сотрудник магазина обязан предупредить об этом потенциального покупателя.
В обязанности продавца входит: предоставление копий декларации или сертификата соответствия товара, заверенных нотариально, по требованию потребителя, а также предъявление сопроводительных документов с печатью поставщика.
При продаже продуктов питания он должен знать их состав, калорийность, содержание жиров, углеводов и белков, объём, вес, особенности и способ приготовления, дату изготовления и упаковки. Разумеется, когда ассортимент в магазине превышает несколько сотен единиц знать наизусть все характеристики невозможно. Но при возникновении спорной ситуации продавец обязан сориентироваться и предоставить необходимую информацию. Частично в том, что сотрудник не может ответить на вопросы о происхождении или составе товара, виновато руководство, которое не проводит презентаций по новинкам и не заинтересовано в обучении персонала.
В обязанности продавца, торгующего продуктами питания, входит также отслеживание сроков годности товара, приведение его в надлежащий вид, нарезка по просьбе покупателя.
Чем отличаются должностные обязанности продавца-консультанта от обычного продавца? Консультант дополнительно должен знать не только основные характеристика и потребительские свойства товара, но и уметь проводить сравнительный анализ между несколькими моделями, а также при необходимости суметь склонить покупателя к приобретению того или иного товара.
Избалованные обилием крупных супермаркетов, торговых центров, рыночных точек, борющихся за внимание каждого покупателя, потребители требуют не только профессиональной консультации, но и быстрого, безупречно вежливого обслуживания. Несмотря на то, что обязанности продавца и требуют максимально корректного отношения к покупателям на работе, выслушивать и терпеть откровенное хамство никто не обязан. С другой стороны, стрессоустойчивость и умение погасить конфликт являются необходимыми для успешной работы качествами. Даже если покупатель раздражён, общается на повышенных тонах или предъявляет необоснованные претензии, сотрудник магазина обязан разговаривать и отвечать на его вопросы максимально корректно.
Права и обязанности продавца во многом зависят от конкретной компании и принятых в ней стандартов. В одной корпоративные правила требуют официального приветствия, причём установленными фразами, а в другой достаточно будет сказать банальное «Добрый день! Вам помочь?». В некоторых компаниях в должностные обязанности продавца входит не просто продажа основного товара. Работник обязан предложить дополнительные аксессуары (в зависимости от ассортимента магазина это могут быть чистящие средства, брелки, диски, расходные материалы), сертификат платного гарантийного обслуживания.